пятница, 31 января 2020 г.

задание № 2 Школьные предметы XX века


Школы двадцатого века – это не только стихи в альбом, клятвы в вечной дружбе,  сладкое ожидание  каникул, линейки, пионерские сборы, это еще и первые настоящие учебники, глобусы и географические карты, парты, ранец, школьная доска и многое другое…Каждый из этих предметов имеет свою интереснейшую историю..
Все учились в школе и помнят, как не хотели выходить к доске или, наоборот, – стремились. Так что же это за аксессуар такой – школьная доска? Откуда она взялась? Это довольно интересная история.
Школьная доска. Настолько обыденная, привычная вещь, что редко кто фиксирует на ней внимание. Но ведь этот предмет один из самых необходимых в мире. Доски есть везде, где обучают детей, и они по всему свету почти одинаковые. Различия в основном хронологические.
Моя бабушка училась в 60-70-х годах, помнит коричневые доски, а сейчас они зеленые, маркерные или интерактивные.
Было время, когда отсутствовали общие, большие доски, а были только индивидуальные. Можно сказать, что этот привычный для нас предмет обихода имеет длинную историю. Менялись и форма и размер и цвет и все изменения вызывались серьезными причинами.
За последние 200 лет именно этот школьный символ сумел сделать скачок от маленькой аспидной доски до новейшего электронного чуда техники. Но давайте по порядку…
Альберт Анкер «Ученик», 19  век
 Еще в середине XIX века самым современным «гаджетом», помогающим ребенку в учебе, была небольшая грифельная доска, на которой каждый ученик выполнял задания учителя, а затем стирал написанное. Их еще называли аспидными. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками. 



В 1814 году директор одной из шотландских школ Джеймс Пилланс, рисуя для детей географическую карту, решил сделать это на нескольких досках сразу – для масштабности. И так придумал идею большой классной доски, которую можно вешать на стену класса. 

С этого момента школьные доски заняли свое прочное место в обучении детей. До сих пор невозможно представить образовательный процесс без этого предмета. Но его развитие тоже не остановилось. В основном изменения касались цвета поверхности.
  Почему доска зеленая
Первоначально они изготовлялись из сланца и покрывались черной краской. Казалось, абсолютно естественным писать белым мелом по черной доске - лучше видно. Однако со временем выявились и недостатки черного цвета. При ярком солнечном свете создавалась излишняя контрастность и написанное становилось трудночитаемым. После стирания оставались слишком сильные белые разводы, что затрудняло продолжение объяснения урока. Поэтому со временем, гораздо чаще стали использовать коричневый или темно-красный цвет. Кстати, в советских школах доски были коричневого цвета.
Пионеры на уроке атеизма. 1930-е гг.

Однако, к середине XX века исследования ученых в области восприятия цветов привели к выводу, что наиболее благоприятным для человеческого глаза является зеленый. В разных школах были проведены эксперименты и учителя согласились, что темно-зеленый цвет школьной доски лучше способствует процессу обучения. В результате с 60-х годов эти школьные атрибуты стали изготавливать из стальных пластин покрытых зеленой эмалью. Сначала они распространились в США и Западной Европе, а затем и в Восточной Европе.
Объясняется это изменение цвета просто – зеленый лучший цвет для человеческого восприятия. Он создает наименьшую нагрузку для глаз при длительной работе с текстом или изображениями. Это приятный и успокаивающий цвет, близкий к природе. К тому же выяснилось, что зеленый цвет способствует подъему умственной активности и сосредоточенности, увеличивает концентрацию внимания. А это именно те факторы, которые необходимы для успешного обучения. Потому, практически по всему миру, школьные доски темно-зеленого цвета.


Конечно, предмет этот не может храниться в семье, но в музеях эти атрибуты есть:
Используемая литература:
1.Богданов В. В. История школьных вещей. СПБ, 2003
2.Фоли Дж. Зеленый. Энциклопедия знаков и символов. 1997



Комментариев нет:

Отправить комментарий